Рассмотрим возможные порядки вывода аварийного выключателя на примере подстанции ЮВ:
Проще всего вывести выключатель ВЛ к подстанции П: на противоположном конце линии вся нагрузка переводится на трансформатор Т-2 и отключается СВ на стороне высокого напряжения. Линия обесточена, но выключатель пока находится под напряжением. Далее переводим всю нагрузку подстанции ЮВ с трансформатора Т-1 на трансформатор Т-2. Остается отключить ШСВ-110, и с выключателя снимается напряжение. Далее можно дождаться приезда персонала ОВБ на подстанцию ЮВ (исходим из предположения, что подстанции ЮВ и П телемеханизированы) и закончить работы по выводу аварийного выключателя и включению линии на ОВ-110.
Сложнее с линиями к подстанции Д или к подстанции Ю с отпайкой на подстанцию Н. Нагрузка однотрансформаторных подстанций Н и Д если имеет резервирование от альтернативных источников, процесс переключения на них займет больше времени. Здесь уже без шунтирования обходным выключателем не обойтись. Посмотрим схему подстанции подробнее:
Предположим, в тяжелом состоянии выключатель линии Д. Потребители очень просят их не гасить. Если КЗ на линии произойдет до приезда ОВБ – ну что же, все вопросы решены. Хорошо, если явновыраженное повреждение выключателя устранится действием ДЗШ или он самостоятельно справится с задачей…
Но когда ОВБ находится уже на объекте, первым делом – обеспечение безопасности людей. Снимаем оперативный ток с аварийного выключателя, а далее с пункта 3 по п. 23 страницы Сравнение программы и бланка переключений за вычетом некоторых пунктов (ЧДА, останов ВЧ передатчика), которые к этой линии не относятся. Там, правда, о линии Восточная, отходящей от ГРЭС, речь идет, но на последовательность операций это особо не влияет.
А вот перед выполнением пункта 24 нужно остановиться. Несомненно, самая опасная операция во всей программе. Если РОСШ падает, ОВ отключится. Вспомните страницу Типовая инструкция по предотвращению и ликвидации аварий в электрической части энергосистем: При производстве операций разъединителями не отключается оперативный ток и не выводятся из действия защиты с обходного выключателя.
Тупиковая линия также опасности не представляет. Если линия транзитная – на противоположных концах защиты отработают. Есть ДФЗ – хорошо, вторые ступени резервных защит – тоже неплохо. Еще бы АПВ вывести не помешало, но это – если есть кому.
А вот собственный выключатель со снятым оперативным током отключать некому. Даже если на время этой операции включите его оперативный ток, где гарантия, что увернувшегося от падающего разъединителя дежурного не накроет факел горящего масла из поврежденного масляного или осколки фарфора воздушного выключателя? Что остается? Или открыть плечо ДЗШ, или надеяться на лучшее. Если РОСШ упадет, да еще при этом собственный выключатель не отключится (будет или не будет работать УРОВ - в конце странички), повреждение долго будет отключаться дальним резервированием со стороны подстанций П и Ю. Полное погашение подстанции. А вот ДЗШ отработает только на одной системе шин, сохраним хотя бы один из трансформаторов на подстанции ЮВ.
Далее. Что отключать первым – шинный или линейный разъединитель? Не нашел соответствующего документа, но старые оперативщики разъясняли так. Предположим, осталось незамеченным включенное положение выключателя. Стрелка на приводе показывает то, что нужно, а тяга оборвалась. Дергаем первым линейный разъединитель, рвем нагрузку, разъединитель падает (или тянет дугу, перекрывающую соседние фазы). В этом случае если не сам выключатель отключится, то отработает УРОВ. Можно довольно быстро восстановить схему (естественно, если дежурный будет на это способен). Если же сначала дернуть шинный разъединитель, надежно повреждается система шин. Если ШР упал, система шин вышла из строя надолго.
Но это так, в какой-то степени общие рассуждения. А вот в этом случае нужно сначала отключить шинный разъединитель. Он вместе с выключателем зашунтирован, опасность дуги меньше, а если и упадет, то ДЗШ быстро отключит систему шин, в том числе и ОВ, убрав, в свою очередь, и подпитку КЗ с противоположной стороны.
И, наконец, отключаем ЛР. От шин он отделен шинным разъединителем, ОВ отключат его защиты .
Это – общие рассуждения. Я за них не несу ответственности. А вот ваши начальник ОДС и главный инженер несут полную ответственность как за надежность работы объекта, так и за жизнь персонала. За жизнь – вплоть до уголовной. Так что им решать, какой риск более реален, а какой более опасен. Им принимать решения. И расстояние от РОСШ до выключателя, и возможность дистанционного управления, и наличие защитных козырьков, и т.д., и т.п. Много факторов на это решение влияют. Вспомните предыдущую страницу:
3.2.7. Необходимость снятия оперативного тока с привода включенного выключателя перед выполнением операции шунтирования или дешунтирования разъединителями данного выключателя определяется указаниями инструкции энергопредприятия.
И еще раз перечитал исходный вопрос:
11.03.2011 18:30
|
А здесь еще нужно посмотреть, как организованы оперативные цепи. Если есть основная быстродействующая защита, она должна быть под отдельным оперативным током. Вроде бы должна сработать и пустить УРОВ. 0,5 с - не так уж много. Но вот если на линии установлена единственная комплектная ступенчатая защита под общим с выключателем автоматом оперативных цепей, то и УРОВ не пустится.
Короче, однозначного ответа на поставленный вопрос нет. Выше изложены общие принципы, а конкретные решения - уж по месту.
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я