Выдержки из этого документа уже упоминались на страницах сайта. Основные указания в инструкции изложены достаточно ясно, но в некоторых случаях приходится и поднапрячь собственный интеллект. Итак, для начала – из первоисточника, общие указания по выполнению переключений:
3. ВЫПОЛНЕНИЕ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЙ
3.1. Проведение операций с выключателями, разъединителями, отделителями и выключателями нагрузки
3.1.1. Отключение и включение под напряжение и в работу присоединения, имеющего в своей цепи выключатель, производится выключателем и, как правило, дистанционно. При этом ключ управления (кнопка) выключателя удерживается в положении "Отключить" или "Включить" до момента срабатывания сигнализации, указывающей на окончание операции (загорание соответствующей сигнальной лампы, окончание мигания сигнальной лампы в ключе управления и пр.).
В случае отказа в отключении при дистанционном управлении выключателя не допускается его отключение воздействием на кнопку местного управления, защелку привода или сердечник отключающего электромагнита (во избежание несчастного случая). Для вывода выключателя в ремонт в этом случае обесточивается соответствующая секция или участок электроустановки. Отключение такого выключателя по месту допустимо лишь при настоятельной необходимости, например для снятия напряжения с пострадавшего, если нет других вариантов…
3.1.2. Включение и отключение воздушных выключателей всех типов и классов напряжения выполняется дистанционно со щита управления.
Отключение и включение воздушных выключателей в процессе ремонтных работ выполняется дистанционно со щита управления или с пульта передвижной ремонтной мастерской после удаления персонала на безопасное расстояние или в укрытие…
3.1.8. Разъединителями разрешается выполнять операции:
…г) шунтирования и расшунтирования включенных выключателей (с приводов которых снят оперативный ток) вместе с прилегающей к ним ошиновкой.
3.1.9….
Допускается дистанционное отключение разъединителями неисправного выключателя 220 кВ и выше, зашунтированного одним выключателем или цепочкой из нескольких выключателей других присоединений системы шин (схема четырехугольника, полуторная и т.п.), если отключение выключателя может привести к его разрушению или обесточению подстанции…
3.2. Снятие оперативного тока с приводов коммутационных аппаратов
...3.2.3. Для перевода присоединений с одной системы шин на другую с помощью шиносоединительного выключателя перед проведением операций с шинными разъединителями снимается оперативный ток с привода и защит включенного шиносоединительного выключателя.
Оперативный ток снимается автоматическими выключателями (или предохранителями) на обоих полюсах цепей управления и защит (при наличии отдельных автоматических выключателей или предохранителей для питания оперативных цепей защит шиносоединительного выключателя отключаются также эти автоматические выключатели или снимаются предохранители) до проверки положения шиносоединительного выключателя на месте его установки.
3.2.7. Необходимость снятия оперативного тока с привода включенного выключателя перед выполнением операции шунтирования или дешунтирования разъединителями данного выключателя определяется указаниями инструкции энергопредприятия.
А вот здесь уже речь идет о снятии оперативного тока с выводимого выключателя. В отличие от обходного выключателя, недопустимость снятия оперативного тока упоминалась на предыдущей странице, здесь право выбора оставлено за эксплуатацией. Но об этом – далее, а пока – выдержка из еще одного раздела этой инструкции:
6. СПОСОБЫ ВЫВОДА В РЕМОНТ И ВВОДА В РАБОТУ ПОСЛЕ РЕМОНТА ВЫКЛЮЧАТЕЛЕЙ
6.6. Основные операции при выводе в ремонт выключателя присоединения и замене его обходным выключателем (рис. 12):
а) готовится схема обходного выключателя для опробования напряжением обходной системы шин от рабочей системы шин, на которую включено присоединение с выводимым в ремонт выключателем;
б) включается обходной выключатель с уставками «опробования» на его защитах, с введенной защитой шин, включенной по оперативным цепям на отключение обходного выключателя, и включенным пуском УРОВ от защит; проверяется наличие напряжения на обходной системе шин;
в) отключается обходной выключатель. Проверяется отключенное положение обходного выключателя и включается на обходную систему шин разъединитель присоединения, выключатель которого выводится в ремонт;
г) вводятся с помощью испытательных блоков в схему защиты шин цепи трансформаторов тока обходного выключателя как выключателя присоединения; на защитах обходного выключателя выставляются уставки, соответствующие уставкам защит данного присоединения; отключаются быстродействующие защиты (ДФЗ, ДЗЛ и др.) со всех сторон защищаемого присоединения;
д) включается обходной выключатель; проверяется ток нагрузки, отключается выводимый в ремонт выключатель присоединения; убеждаются в отсутствии тока нагрузки;
е) отключается защита шин, выполняются необходимые переключения в ее цепях, защита проверяется током нагрузки и включается в работу;
ж) переключаются токовые цепи быстродействующих защит присоединения на трансформаторы тока обходного выключателя и оперативные цепи с действием на обходной выключатель; проверяются защиты током нагрузки, включаются защиты в работу и опробуются на отключение обходного выключателя с включением его от АПВ;
з) отключаются разъединители с обеих сторон выводимого в ремонт выключателя, проверяется отсутствие на нем напряжения и включаются заземляющие ножи в сторону выключателя.
А здесь уже есть сомнения. Пункт б) упоминает уставки «опробования». А когда же нормальные уставки вводить? Пункт е): зачем выводить защиту шин, для каких переключений? Если выполняется проверка небаланса измерительных органов персоналом СРЗА, еще понятно. Ткнул прибором вместо контактов 10-12 в контакты 5-7, и при некотором стечении обстоятельств погасил ОРУ. А при использовании стационарных измерительных приборов это вообще излишне.
При внимательном изучении пункта ж) диспетчера потихоньку начинают сползать под столы и искать стены, по которым можно постучать головой. А если ОВ при этом недоотключится или недовключится? И будет выяснять комиссия: КЗ в сети не было, а УРОВ систему шин, а то и все ОРУ погасил. Но это – лирическое отступление, мое видение программы и бланка переключений – на страницах Программа и бланк переключений. А теперь – к основной теме: Вывод аварийного выключателя и возникающие риски.
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я