Короткое замыкание перебросилось на шины. Отключились несколько присоединений, одно из которых включилось невпопад. Какое это оказало влияние на конечный результат – чуть далее.
Повторю схему, приведенную раньше, в том виде, который получился после работы ДЗШ и АПВ АТ-1:
I СШ находится под напряжением от АТ-1, все остальные присоединения отключены. Никакие процессы, происходящие на II СШ, не отражаются на осциллограммах I СШ. СВ-110 на ПС Л, скорее всего, уже включен (об этом – дальше).
После работы ДЗШ отключаются все присоединения, подключенные к I СШ 110 кВ. Подозреваем, что АПВ со стороны ПС Л успешное (на секунду позже, чем со стороны подстанции Д). Феноменальное стечение обстоятельств – конденсатор связи уже разорвало, но его обломок с отрезком ошиновки линии еще не долетел до конечной цели (подождите немного, это еще увидите).
И вот он, этот феноменальный момент: верхняя обкладка КС с отрезком ошиновки долетает до своего соседа – конденсатора связи на соседней фазе! И этот конденсатор связи – наша ДФЗ! Первым пострадал (простите за тавтологию) конденсатор связи связи. Что творилось в аппаратуре сопредельной службы, могу только предполагать. Но приемопередатчик ДФЗ, кажется, накрылся уже в момент неуспешного АПВ:
Обратите внимание: помеха полезла в наш приемник немного раньше, чем появился ток КЗ. Соседний КС в это время кочевряжило, колдубасило, плющило и т.п. А наш в это время ему сочувствовал. Если перевести на более строгий язык – полному разрушению конденсатора связи, поврежденного еще предшествовавшим грозовым перенапряжением, предшествовали не совсем понятные процессы. Вспомним еще один компонент осциллограммы:
Передатчик запускается при появлении тока КЗ. А ток приема (или помеха) – чуть раньше. РПВ (оно же – реле контроля готовности цепи отключения) срабатывает кратковременно в момент включения выключателя и тут же отпадает до его отключения (контакты защиты его шунтируют). РПО находится в сработанном состоянии до подачи команды на включение выключателя (ключ управления и контакты реле АПВ в нашем случае его шунтируют). РПО – как правило (и наш случай – не исключение), – РП-252 со временем возврата при разрыве цепи около 0,8 с. Как оно ведет при закорачивании цепями включения, неизвестно. Есть все основания полагать, что за 0,44 с от отпадания РПО до появления помехи выключатель успел включиться. Конденсатор под напряжением, хорошо поджарен молнией (есть основания считать, что она прошла через него), начинает разрушаться, дает при этом дикую помеху соседу – ДФЗ и, наконец, взрывается. Очень уж ток КЗ в первом и втором случае близки.
А что же в конце осциллограмм?
На I СШ – нормальное симметричное напряжение:
А НА II СШ- явные признаки КЗ:
Сразу предупреждаю: КЗ появилось чуть позже, чем прошло АПВ шин:
Так как ток КЗ по линии Я заметно превышает соответствующие токи других присоединений, есть все основания считать, что эта линия соединяет шины подстанции Д с местом КЗ. Или на эту линию повреждение перебросилось, или…
Скорее «или». Со стороны подстанции Л АПВ уже прошло, прошло успешно, несмотря на информацию в сводке. Это произошло через примерно секунду (если верить карте уставок) после неуспешного АПВ со стороны ПС Д. А картина просматривается примерно такая:
Оголовник конденсатора связи фазы А, сопровождаемый облаком ионизированных газов, кратковременно касается фазы С I СШ, что приводит к работе ДЗШ (это – отметка примерно 0,2 с второй группы осциллограмм). А далее примерно за секунду, что сопоставимо с временем АПВ АТ-1 (да, это он неправильно включился!), этот оголовник бросается в объятия конденсатора связи фазы В, где сидит наша родная ДФЗ! Облако отошло (но не погасло), поэтому получается двухфазное КЗ без земли. Но оно еще существует и ищет, где еще напакостить. И, наконец, достает фазы С линии. Чистое трехфазное КЗ со стороны ПС Л.
По хорошему, с той стороны должна сработать III зона ДЗ по цепи оперативного ускорения. Или, по крайней мере, II зона с первой выдержкой времени. Но II зона находится под блокировкой при качаниях и сбита с толку предшествующими КЗ. А вот III зона говорит: «Фиг вам, а не ускорение. АПВ было успешным, а за повторное КЗ отвечают пусть другие».
Что же, примем это как довод в пользу правильной работы защит со стороны ПС Л. Только формулировку для того конца линии с «АПВ неуспешное» изменим на «при первом КЗ АПВ успешное, при повторном КЗ АПВ не было в связи с однократностью его действия». Тем более, III зона честно отрабатывает со своей основной выдержкой времени чуть больше 2 секунд.
Хотя, если подойти к этому процессу строго, цепь автоматического ускорения должна собираться в течение 1,2 – 1,5 с после включения выключателя. Но давайте не забираться в дебри. И так для загрузки интеллекта информации более, чем достаточно.
Далее – скоропостижное АПВ АТ-1 и отказ в сборе схемы после работы ДЗШ.