«Это был апофэоз!!!» воскликнул бы Ираклий Андроников, если бы дожил до наших дней и хоть что-то понимал в релейной защите, при просмотре этих осциллограмм. Представители старшего поколения должны быть хорошо знакомы с его творчеством.
Действительно, в течение двух секунд:
- неуспешное АПВ линии;
- переход КЗ на шины;
- непонятное включение одного из присоединений;
- отказ в сборке шин после работы ДЗШ;
- опять КЗ на линии – сначала двухфазное, потом трехфазное;н
- не сработало автоматическое ускорение 3 зоны ДЗ с противоположного конца линии…
Короче, во всем комплексе правильных и неправильных работ защит мы и по сей день не разобрались. Более трех месяцев прошло, отчеты отправлены, тема для официоза потеряла актуальность. А вот для свободных размышлений – в самый раз.
Через 6 секунд – продолжение банкета (или процесса?). Осциллограмма с линии Л. Одно КЗ видим по току (успешно отключено собственной защитой), второе – по 3Uо, отключено действием ДЗШ на оставшиеся присоединения соответствующей системы (точнее, секции – развилки ШР на подстанции нет). И на отметке около 1,6 с – появление нормального напряжения на секции. Чудо, да и только. Быстродействующее АПВ на выключателях МКП-110?
И осциллограмма с линии Я:
Здесь уже видно КЗ и по току. Повреждение перекинулось на шины, однозначно. Соответственно, работа ДЗШ вполне может считаться правильной. А вот напряжение не исчезает (другая все же секция), но к концу осциллограммы явно просматривается двухфазное КЗ, переходящее в трехфазное. Где? Будем разбираться дальше. АПВ с противоположного конца линии не просматривается. Скорее всего, оно было успешным, но вот повторное КЗ… Дальше разберемся.
Поскольку работала ДЗШ, еще осциллограммы с других присоединений, которые отключились ее действием:
основной питающий элемент АТ-1 (пишется единственный параметр):
И линии В и Р, которые после действия ДЗШ так и не включились после неправильного, но успешного опробования шин:
Почему АПВ пустилось так поздно? Дело в том, что на этих линиях введен режим АПВ ОНл+ННш (отсутствие напряжения на линии и наличие на шинах) и КС (контроль синхронизма), то есть, для опробования шин они не предназначены. И, соответственно, АПВ пустилось после подачи напряжения на шины. А это – большая загадка (точнее, две: откуда пошло напряжение и почему не прощла автоматическая сборка), к которой вернемся чуть позже.
И потом, на одних осциллограммах (точнее, на их окончании) – чистенькое, симметричненькое, нормальненькое напряжение на шинах, а на других – какие-то перекосяки. К тому же, и по линии Я ток КЗ соответствующий бежит.