Многократное АПВ как технологическое нарушение
В отчете о неправильных действиях РЗА за позапрошлый год нашел семикратное действие АПВ. И без всяких заграничных наворотов, а на реле РПВ-58. Резистор R1 оказался пробит (а может, и закорочен). Естественно, заряжался конденсатор достаточно быстро, за 1,5 секунды (время работы 2 зоны ДЗ).
Причина неправильной работы: при плановой проверке персоналом С-К ж.д. реле АПВ типа РПВ-58 было ошибочно перепутано подключение цепей заряда и разряда конденсатора 1С. В результате, конденсатор заряжался без замедления, что и не обеспечивало однократность действия АПВ.
А на днях при разборе старых завалов (прошу прощения, архива) вспомнил события почти 25-летней давности. За истечением срока давности называю конкретный объект.
Сочинские сети Краснодарэнерго (в то время), подстанция Лермонтово чуть южнее Джубги и километрах в 50 севернее Туапсе. Питание – со стороны Туапсе, далее – подстанция Джубга, Архипо-Осиповка и… на то время – все. Линия, замыкающая этот транзит, была построена несколько позже.
В то время работаю в наладке, в промежутке между пусковыми объектами просят помочь провести К1 на упомянутой подстанции. К1 – хорошая работа, по деньгам – почти наладка, а трудозатрат намного меньше. В пятницу в Краснодаре (штаб-квартира нашего участка) получаю задание. На выходные еду домой в Армавир (километров 250) к жене и сыну, которому в то время года не было. В понедельник рано утром выезжаю в Туапсе (километров 100), где меня встречает Валера Седышев, в то время – релейщик Сочинских электросетей. Вместе едем на объект. Он делает защиту одной линии, я – другой. Бракую нуль-индикатор на одном РС 3 зоны ДЗ (пробит первый ОУ, РС не работает). Валерий достает из заначки резервный. Ставлю, проверяю, опробуем защиты на СМВ-110 (подстанция – «мостик»), принимаем по 100 гр. и разъезжаемся в разные стороны: он – на юг в Сочи (километров 150), я – в Краснодар отрапортовать о выполненной работе (130 км). Далее – в Армавир (250 км). И лишь на порог – звонок: ты что же там, гад такой, натворил?
Снова на поезд, уж не в Туапсе – в Сочи, 200 километров (по телефону определились, что дефект устранен, но разобраться нужно). И там узнаю великолепную историю технологического нарушения. Срабатывает 3 зона ДЗ. АПВ – успешное. Снова срабатывает 3 зона ДЗ. АПВ успешное. Снова срабатывает… Тупиковая линия, сами понимаете, потребители испытывают некоторый дискомфорт. И один из очень ответственных потребителей (телевизионный ретранслятор, те, кто въезжал в Джубгу от Горячего Ключа по автодороге, должен заметить вышку на горе), звонит диспетчеру в Туапсинский РЭС. Реакция достаточно оперативная, для ОВБ 50 километров – не расстояние. Но к приезду оперативщиков на объект выключатель сам прекратил безобразие. А работал он в этом режиме ни много, ни мало – более часа. Количество циклов подсчитаем позже. Ремонтники ожидали найти груду металлолома, но после установки одного выпавшего шплинта выключатель заработал как ни в чем не бывало. Те, кто знаком с выключателями ММО-110, верить в это отказываются.
А теперь – техническая часть вопроса. Дефект защиты и дефект АПВ.