Об устранении дефектов зажимов КИ-4
МИНИСТЕРСТВО ЭНЕРГЕТИКИ И ЭЛЕКТРИФИКАЦИИ СССР
ГЛАВНОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ ЭНЕРГОСИСТЕМ
УДК 621.316.925.004.6.(044)
ПРОТИВОАВАРЙЙНЫЙ ЦИРКУЛЯР
№ Ц-13-83(Э)
г.Москва 27 декабря 1983 г.
ОБ УСТРАНЕНИИ ДЕФЕКТОВ ЗАЖИМОВ КИ-4
В последнее время на ряде электростанций и подстанций обнаружены дефекты зажимов КИ-4, которыми комплектуются устройства релейной защиты и противоаварийной автоматики.
Как показала проверка, основными дефектами указанных зажимов являются следующие:
1. Не обеспечивается надежный контакт между токоведущими пластинами 1 (рис. 1) по следующим причинам:
а) при затягивании винта 5, на котором расположен контактный мостик 3, подвижная втулка 2 проскакивает между полукруглыми выреза ми указанных пластин;
б) из-за чрезмерной длины винт 5 при ввинчивании упирается в карболитовый корпус 4 зажима.
2. Чрезмерная длина винта 5 может приводить к излому корпуса зажима.
3. Не обеспечивается надежная работа пружины 6 из-за плохой фиксации ее приливами 7, в результате чего она может выскакивать из-под приливов в корпус зажима. Заводы-изготовители в настоящее время приступили к модернизации указанных зажимов, улучшению технологии их изготовления.
До получения новых зажимов КИ-4 Главтехуправление предлагает:
1.При очередной плановой проверке устройства защиты:
1.1. Проверить длину винта 5, которая не должна превышать (до головки) 16-18 мм. Если это значение более указанного, укоротить винт.
1.2. Проверить отсутствие проскакивания подвижной втулки между вырезами токоведущих пластин при затянутом винте. Если обнаружено проскакивание, снять одну из токоведущих пластин 1 и сжать ее с помощью тисков (рис.2) так, чтобы длина пластины увеличивалась на 1,0-1,5 мм.
Рис. 1. Зажим КИ-4
Рис.2. Удлинение пластины с помощью тисков
1.3. Проверить положение пружины 6 (см.рис.1) при вывинченном винте 5. Если пружина выскочила из-под приливов 7 в корпус зажима, снять зажим и завести пружины под приливы.
Заместитель начальника Главтехуправления, главный специалист-электрик
К.М. .АНТИПОВ
Почему возникла ассоциация с этим циркуляром? Да явно на клемме было что-то не то. Естественно, нарушение контакта в мостике ведет к дальнейшему его ухудшению с нарастанием ослабления. Когда-то ток начинает находить более короткий путь. А вводилась в работу подстанция в 1981 году, когда еще до появления этого циркуляра мы бились с этими клеммами (подстанцию налаживали в 1981 году с моим участием, правда, на других присоединениях работал). А теперь представьте, сколько времени потребовало бы дословное выполнение несуществовавшего в то время циркуляра. Тисков, кстати, в перечне необходимого инструмента наладчиков нет. Можно ли было его выполнить в процессе эксплуатации? Подсчитайте трудозатраты и наложите на время, которое дается для проверки РЗА в объеме восстановления.
И последнее. Традиционные русские вопросы: «кто виноват?» и «что делать?». Сейчас комиссия наседает на непосредственных исполнителей предыдущей проверки: почему проверка была выполнена не в должном объеме? Попробуем разобраться в этом с точки зрения действующих в настоящее время нормативных документов. РД 153-34.0-35.617-2001