Дифференциальная защита шин имеет пусковой и чувствительный токовые органы. Пусковой орган имеет бóльшую по величине уставку тока срабатывания, он предназначен для отключения системы шин при КЗ на шинах. Чувствительный орган нормально из работы выведен. Он вводится в работу в следующих режимах:
- при опробовании системы шин напряжением от одного из присоединений путем включения выключателя ключом управления;
- при опробовании системы шин напряжением при АПВ шин;
- после отключения КЗ на шинах вводится на время, достаточное для нормального срабатывания УРОВ в случае отказа в отключении выключателя одного из присоединений.
Во всех этих режимах к месту КЗ на шинах протекает ток только одного присоединения. Величина этого тока может быть недостаточна для срабатывания пускового органа, а в случае отказа в отключении выключателя одного из присоединений – для удерживания пускового органа в сработанном положении.
Ввод в работу чувствительного органа в режимах опробования системы шин от АПВ и для обеспечения работы УРОВ производится автоматически. При опробовании системы шин напряжением вручную необходимо перевести накладку “Опробование шин” на панели ДЗШ в положение “откл”.
В схеме ДЗШ предусмотрен контроль исправности токовых цепей. При неисправности токовых цепей ДЗШ автоматически выводится из работы. Возврат схемы осуществляется кнопкой К2 “Деблокировка ДЗШ”.
Для оперативного контроля за исправностью токовых цепей в схеме ДЗШ имеется устройство контроля небаланса в нулевом проводе. При нажатии кнопки “Контроль цепей переменного тока ДЗШ” по шкале миллиамперметра производится отсчет тока небаланса.
В цепи контроля исправности токовых цепей ДЗШ установлен переключатель SX “Блокировка при неисправности цепей переменного тока”. Нормальное положение SX – “вкл.” – блокировка введена в работу. Переключатель SX переводится в положение “откл.” (блокировка из работы выведена) при опробовании напряжением отдельных присоединений от работающей системы шин (“открытое” плечо в токовых цепях). В этом режиме реле контроля исправности токовых цепей ДЗШ может срабатывать от небаланса в токовых цепях и выводить ДЗШ из работы.
В схеме ДЗШ предусмотрены реле запрета ТАПВ выключателей. Запрет АПВ шин от ДЗШ осуществляется в следующих случаях:
- при срабатывании УРОВ;
- при неуспешном АПВ шин;
- при неотключении неповрежденной фазы выключателя на одном из питающих присоединений после действия ДЗШ;
- оперативный запрет АПВ при срабатывании выходных реле ДЗШ (вводится накладкой “Запрет АПВ шин”).
Для АПВ шин в схеме ДЗШ предусмотрены цепи контроля напряжения на шинах.
Оперативные указания по обслуживанию ДЗШ:
Нормально на каждой системе шин должна быть введена в работу ДЗШ.
Не допускается проведение операций с шинными разъединителями и выключателями, находящимися под напряжением, при выводе ДЗШ.
При выводе ДЗШ, если система шин не отключена, необходимо ввести оперативное ускорение резервных защит соответствующих присоединений.
ДЗШ должна быть отключена в следующих случаях:
- при неисправности ДЗШ;
- при проверке ДЗШ;
- при производстве работ в любых цепях ДЗШ;
- при опробовании выключателя линии напряжением с противоположной ПС;
- (если при опробовании токовые цепи опробуемого выключателя подключены к ДЗШ. Если от ДЗШ отключено плечо токовых цепей опробуемого выключателя, выводить ДЗШ не требуется).
Внимание!
- При неисправности ДЗШ нельзя нажимать кнопку “Деблокировка ДЗШ”.
- При сигнале “Неисправность цепей переменного тока” нельзя нажимать кнопку “Контроль цепей переменного тока”.
Особенности схем ДЗШ разных подстанций:
У нас на Б. Расте схема простая – две не связанные друг с другом системы шин. Поэтому логика ДЗШ тоже простая – погашение своей системы шин, либо ее АПВ.
На других подстанциях схемы могут быть секционированные, поэтому логика может быть ступенчатая – сначала деление шин с помощью шиносоединительного выключателя пополам (работа грубого комплекта), потом уже погашение части шин с помощью чувствительных комплектов.
Суть ДЗШ все равно остается такой же – анализ токовых цепей и определение места КЗ – в защищаемой зоне или вне ее.